Автогрейдер по лицензии: не обманет ли цена?

0
69

На рынке спецтехники сегодня достаточно активно предлагаются автогрейдеры распространённых моделей, собранные малоизвестными фирмами по лицензиям, выданным разработчиками или правительственными органами. Естественно, потенциальных покупателей интересует вопрос качества такой техники и обоснованности запрашиваемой цены. Никому не хочется, погнавшись за видимой дешевизной, остаться в итоге с непригодной и неремонтируемой машиной. Попытаемся разобраться с вопросом подробнее.

Автогрейдер по лицензии: не обманет ли цена?

 Введение в историю вопроса

Исторически в нашей стране автогрейдеры выпускались крупными предприятиями. Каждый завод занимался производством одной модели. Так, базовая модель среднего автогрейдера проектировалась в 70-х годах совместно специалистами завода «Брянский Арсенал» и челябинского «Завода им. Колющенко» (ныне – ЧСДМ). Производством новых машин, получивших маркировку ДЗ-122, занялся с 1980 г. Орловский завод автогрейдеров, именуемый теперь ЗАО «ДорМаш».

Технологические цепочки на специализированных предприятиях были выстроены под конкретную модель. Оборудование подбиралось и расставлялось так, чтобы обеспечить производство именно этой модели крупными сериями в кратчайшие сроки и с минимальными затратами. Пока, в условиях плановой экономики, предприятия не знали проблем со сбытом продукции, а конкуренция отсутствовала в принципе, эта модель работала и работала результативно.

Однако, когда экономика изменилась: у потребителя появилась возможность выбора, предприятия стали конкурировать друг с другом, а на отечественный рынок зашел иностранный производитель с техникой принципиально другого качества, модель дала сбой. Заказчику требуются небольшие партии машин (или единичные машины) высокого качества в строго обозначенные сроки и по приемлемой стоимости. К этому времени выпускаемая отечественными производителями линейка грейдеров безнадежно устарела в сравнении с импортными аналогами.

Традиционные российские производители включились в борьбу за крупного заказчика – предприятия начали предлагать потребителю переработанные модели с повышенными техническими и эксплуатационными характеристиками. Повышение заявленных характеристик достигалось широким применением в конструкции дорогостоящих импортных комплектующих: деталей, узлов, целых агрегатов и систем. Соответственно, новые машины значительно подорожали. А с введением утилизационного сбора на фоне девальвации рубля новая техника стала и вовсе недоступна для «рядового» потребителя: небольших строительных организаций, предприятий коммунального хозяйства, дорожных служб и т.п.

Новый изготовитель

В 2017 году лицензию на сборку средних автогрейдеров ДЗ-122 получила челябинская компания «Машсервис». Компания уже давно занимается поставками специальной техники и запасных частей, послепродажным обслуживанием, ремонтом и восстановлением изношенных машин. За время продуктивной работы компания накопила достаточно компетенций: налаженные цепочки поставок комплектующих, квалификация персонала, отработанная система сервиса, для самостоятельного производства такой сложной техники.

При этом экономические расчеты, подтвержденные опытом сборки и испытаний собранных машин, позволяют компании удерживать цену автогрейдеров ниже среднерыночной. О секретах хитрого механизма конкурентной цены расскажем чуть ниже.

Назначение автогрейдера среднего класса ДЗ-122

Автогрейдеры ДЗ-122 относится к машинам среднего класса по эксплуатационной массе и тягового класса 140 по мощности двигателя (ГОСТ 11030-93). Основная область применения средних автогрейдеров – дорожное строительство и ремонт (обслуживание) действующих дорог: возведение земляных насыпей при небольших отметках, средний ремонт дорог. Кроме того, автогрейдеры могут привлекаться к выполнению землеройных и профилировочных работ на линейных и площадных объектах в жилом и промышленном строительстве, в коммунальном и аэродромном хозяйстве, ирригации и т.п.

ДЗ-122 используются для землеройных работ и работ по планировке площадок на грунтах I-II категории без рыхления. Для работы с грунтом III категории (средняя глина или суглинок плотный) требуется предварительная подготовка (разрыхление кирковкой). Автогрейдеры способны работать во всех климатических зонах при температуре окружающего воздуха от -400 С до +400 С.

Автогрейдер по лицензии: не обманет ли цена?

 Технические характеристики автогрейдера ДЗ-122

Характеристика, размерный ряд

Значение

Эксплуатационная масса (в зависимости от компектации), тн

12…13,8

Габариты, мм:

×          длина

×          ширина

×          высота

 

10 010

2 500

3 620

Угол складывания передней рамы, град

± 30

База, мм

5 950

Ширина колеи, мм

2 000

Максимальная скорость, км/ч:

×          при движении вперед

×          при движении назад

 

36,2

15,6

Технический ресурс до капитального ремонта, моточасы

10 000

Средняя наработка на отказ, моточасы

200

 

Особенности конструкции

В лицензионном варианте трехосный автогрейдер ДЗ-122 выполнен по колесной формуле 1х2х3: один управляемый мост, два – ведущих. Передние колеса – с изменяемым углом наклона (до 200) для обеспечения устойчивости машины при работе на уклонах и обустройстве кюветов. Основные составные части конструкции:

  • самоходная задняя тележка с силовой установкой и кабиной управления;
  • основная рама – жесткая или шарнирно-сочлененная, по согласованию с заказчиком;
  • рама тяговая, на которой крепится грейдерный отвал и механизмы привода отвала;
  • гидравлический привод рабочего оборудования.

В качестве силового агрегата применен дизельный 6-и цилиндровый двигатель А01М производства АО «Алтайский дизель» с рядным (L-образным) расположением цилиндров. Мощность двигателя составляет 135 л.с. При максимальной массе 13,8 тн ДЗ-122 по такому важному показателю энерговооруженности, как удельная мощность не уступает модели John Deere 670A (127 л.с. на 13,63 тн). Механическая КПП обеспечивает движение вперед с 6-ю передачами (три пары – основная+повышенная), назад – с двумя (одна пара). Конструкция МКПП и объемы подкапотного пространства позволяют устанавливать на грейдер V-образный дизель ЯМЗ-236 мощностью до 175 л.с. Конструкция ходовой части ДЗ-122 обеспечивает машине впечатляющую маневренность: поворот с радиусом 6,8 м (по внешнему колесу).

В базовой комплектации грейдер оснащается неполноповоротным грейдерным отвалом шириной 3 700 мм. По требованию заказчика основной отвал выполняется полноповоротным, а на грейдер может устанавливаться дополнительное оборудование: бульдозерный отвал и рыхлитель-кирковщик с индивидуальным приводом (гидроцилиндры).

Секрет цены

Организация изготовления автогрейдера небольшой организацией-лицензиатом разительно отличается от производства на крупном специализированном заводе. Лицензионная сборка или одной машины, или даже небольшой партии однотипных машин не требует производственных корпусов огромной площади и механизированного конвейера километровой длины. Достаточно небольшой площадки, на которой поочередно изготавливаются разные машины. Не требуется и большого количества дорогостоящего технологического оборудования. К работе привлекается необходимый минимум высококвалифицированного персонала. Каждый выполняет весь спектр сборочных операций по своей специальности: монтаж и наладка оборудования, установка и подключение гидравлического оборудования, сборка электросхем… Для сокращения времени сборки различные операции по возможности выполняются параллельно. Административная надстройка в «Машсервисе» сведена к минимуму – динамичным развитием компании руководит малочисленная, но эффективная команда менеджеров.

Таким образом, доля накладных расходов в структуре себестоимости собранной машины сведена к минимуму. Размер оставшейся части определяется стоимостью компонентов собираемой техники. Напрямую к этому вопросу примыкает вопрос качества выпускаемой техники.

И еще одна тонкость. Разносторонность бизнеса позволяет таким компаниям переживать критические моменты с меньшими потерями. Маневрируя ресурсами, заработанными в разных сегментах, компания, подобная «Машсервису», может до последнего удерживать конкурентную (и комфортную для клиента) цену на перспективную модель спецтехники.

Качество

Качество автогрейдера зависит, во-первых, от качества примененных деталей и сборочных единиц. Во-вторых, от качества сборки. В нашем примере компания-лицензиат четко ориентируется на интересы целевого потребителя. Этого потребителя интересует качественная, но простая в управлении и обслуживании техника. Он не взыскателен по части дополнительных, новомодных опций, но требователен к функциональности и надежности. Поэтому, хотя условия лицензии допускают изменения конструкции, в «Машсервисе» весьма осторожно относятся к замене отечественных комплектующих импортными аналогами. Во-первых, всякое техническое удорожание должно быть экономически оправданно. Улучшения для улучшений неприемлемы. Во-вторых, клиент не должен получить «кота в мешке» – обновленная машина должна пройти всесторонние испытания.

Автогрейдер по лицензии: не обманет ли цена?

 Резюме

Когда компания с многолетним опытом работы на рынке запчастей, располагающая обширной сетью поставщиков и налаженными логистическими схемами берется за выпуск автогрейдеров, она получает дополнительное преимущество в виде возможности оптимизации затрат на качественные комплектующие. Поэтому, рассматривать цену как показатель качества не следует. С каждым предложением нужно разбираться конкретно.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here